- Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику и подготовка учителей к ведению данного курса в школах.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предназначен для учителей начальных классов, истории, русского языка и литературы, работающих в общеобразовательных учреждениях, в том числе в классах профильной гуманитарной направленности.
Основная цель программы – оказание педагогам теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию в общеобразовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В программе освещаются мотивационно-ценностные, теоретико-методологические, содержательные и методические вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях.
Программа разработана в контексте реализации требований государственных стандартов общего образования второго поколения.
Цель - подготовить учителей начальных классов, истории, русского языка и литературы к преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Задачи учебного курса:
- сформировать у слушателей представление об основах мировых религиозных культур и светской этики;
- ознакомить с методикой развития представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- научить слушателей методическим приемам, направленным на обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и развитие у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- научить слушателей приемам развития способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Слушатель, освоивший программу, должен в соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников образования обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя:
Профессиональную компетентность – качество действий, обеспечивающих решение педагогических задач, связанных с внедрением курса ОРКСЭ; владение современными технологиями образования; владение проектными технологиями.
Коммуникативную компетентность – качество действий руководителя и педагога, обеспечивающих эффективное взаимодействие с родителями, общественностью в области практического внедрения курса ОРКСЭ.
Информационную компетентность – умение работать с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющее проектировать и решать педагогические проблемы и практические задачи по внедрению курса ОРКСЭ.